Російська мова 5 клас

27-28.05 Повторение

Пройди тест
_____________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ




Задание:1. Вместо  трех точек вставь пропущенные буквы, а вместо скобок поставь знаки препинания и спиши разборчиво текст.
2. В третьем предложении подчеркни все члены предложения.
3. Найди предложение с обращением, обведи его в кружок.
         4.  Время на выполнение: 45 минут
         5. Работу пришли учителю 14 мая до 1300

Неож...данная встреча
Однажды весенним утром ш...л  я по лесной тропинке() Вдруг на полянке, под деревом, увидел бурундука()
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро ж…вал() Что же он ест() Ведь ничего съедобного вокруг не видно() Бурундук кончил ж…вать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится() Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы()


    ___________________________________________________________________________
06-07 мая 2020 г.
                                  Тема: Восклицательные предложения
     
  Предложения могут отличаться по силе выраженного в них чувства. Кроме сообщения, вопроса или побуждения к действию, в них возникает эмоциональный фон, когда говорящий выражает к сообщаемому свое отношение, вносит в него чувства, или эмоции.
 Эмоция [фр. emotion < emovere возбуждать, волновать] — психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающие у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей. 
                                                                          Словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1980  Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vosklitsatelnye-predlozheniia.html

      Чтобы понять, что такое восклицательное предложение, сравним два очень похожих, на первый взгляд, высказывания: 
                                                  Уже взошло солнце. 
                                                  Уже взошло солнце!
        В первом предложении содержится констатация факта, сообщение о природном явлении, когда закончилось темное время суток и наступил день. Это повествовательное предложение, которое произносится спокойным тоном, без особой экспрессии. 
       Второе предложение тоже повествует о том же явлении, но в нем присутствует эмоция радости, восторга и восхищения. 
      Сделаем вывод, что предложения могут отличаться друг от друга по силе выраженного в них чувства. 
     Говорящий может выразить радость, восхищение, огорчение, страх, возмущение, злость, раздражение и пр. Это проявляется в устной речи с помощью особой интонации, более напряженной, повышенной. В письменной речи восклицательное предложение обозначается с помощью восклицательного знака. 
    Эмоционально окрашенное предложение называется восклицательным.  

По эмоциональной окраске восклицательными могут быть все виды предложений, различающиеся по цели высказывания.  Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vosklitsatelnye-predlozheniia.html



восклицательные предложения


Средства передачи восклицания 
Кроме особой интонации, которая используется в восклицательных предложениях, в русском языке существуют специальные «восклицательные слова»: ну, вот, что за, как, же, пусть, вишь (частицы); ах, ох, эх, ого, увы, тьфу (междометия); какой, кто, каков, сколько, как, куда (местоимения и наречия).  
 Что за глазки! 
 Каков красавец, просто загляденье! 
 Вот ты какой, оказывается! 
 Как ярко светит солнце!
 Кто тут так весело смеется?!
 Ах, какие мы шустрые!
 Ну, и зачем ты мне об этом говоришь?!  

Восклицательные предложения не встретишь в научном тексте. А вот в художественной литературе эмоционально окрашенные предложения охотно используют писатели в своих произведениях для передачи различных чувств.  Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vosklitsatelnye-predlozheniia.html
Задание: Найти  и записать 6-7 примеров восклицательных предложений с "восклицательными словами" из литературных произведений. Работу прислать учителю до 14.05.

Внимание! 13.05 в 12.00 пишем контрольную работу (тест) по теме: "Предложение.  Повторение."
Повторите теорию(типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, прямой и скрытый вопрос;главные и второстепенные члены предложения; словосочетание; слог и правила переноса слов; большая буква в словах; текст)!
 14.05 в 12.00 - будет контрольное списывание.
 18.05. в 12.00 - контрольная работа по зар. лит.
20.05  в 12.00 - контрольное аудирование
 __________________________________________________________________________________

29-30 апреля 2020 г.
                                  Тема: Побудительные предложения 

1. Теоретическая часть:
 Побудительными называются предложения, в которых говорящий побуждает кого-либо к совершению определенного действия.
Присядьте на минутку! 
 Давайте прогуляемся по осеннему парку. 
Прочь с дороги! 
 Как видно из приведенных примеров, побуждение к действию может быть выражено по-разному.  
 Способы выражения побуждения 
 В побудительных предложениях высказанное стремление к определенному действию выражается следующими способами. 
Это может быть
 побудительные предложения

Интонация побудительных предложений 
В зависимости от формы высказанного побуждения к действию меняется интонация побудительных предложений.
 Если оно сказано в мягкой форме (просьба, мольба, пожелание, напутствие, совет), то интонация побудительного предложения близка к интонации повествовательного предложения. Побудительное предложение произносится спокойно и ровно. В конце такого предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка. 
Послушай эту мелодию. 
 Спи спокойно, сыночек. 
 Приезжайте к нам лучше осенью. 
Сходим в лес за грибами. 
 Если же побудительное предложение высказывается в форме приказа, протеста, запрета, то тон высказывания становится повышенным. И тут появляется повод поговорить о восклицательных и невосклицательных побудительных предложениях.  

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения 
Приведенные выше примеры побудительных предложений произносятся, как уже отмечалось, спокойно, без особой экспрессии. Отсутствие эмоциональной окраски позволит назвать их невосклицательными
Запрет, протест, возмущение, приказ невозможно высказать без проявления чувств, без соответствующей экспрессии. В таких предложениях к высказанному побуждению к действию обязательно примешивается эмоциональный фон. Побудительное предложение по эмоциональной окраске становится восклицательным.  В конце побудительного восклицательного предложения ставится восклицательный знак
Не заставляйте меня ждать!
 Стыдитесь!
 Стоять на месте!
Средства выражения побудительности 
Кроме интонации, в рассматриваемом виде предложений используются грамматические средства выражения побудительности. Самыми распространенными, пожалуй, являются формы повелительного наклонения глаголов как простые, так и с формообразующими частицами и формы изъявительного наклонения 1 лица множественного числа в значении повелительного: 
 Присядем, друзья, перед дальней дорогой,                     Не оставь меня, кум милый!
 Пусть лёгким окажется путь!                                      Дай ты мне собраться с силой       
 Давай, машинист, потихонечку трогай                      И до вешних только дней 
 И песню в пути не забудь!                                             Прокорми и обогрей!
 Важным подспорьем в создании побудительности являются модальные и формообразующие частицы. В выражении побуждения к действию могут употребляться формы глагола 3 лица с частицами «да», «дай», «пусть», «пускай», «давай», «как» и пр. 
 Но пусть обстоятельства нашей встречи останутся между нами (А. Блок).
 Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А. С. Пушкин).
 Сказуемое побудительных предложений может быть выражено инфинитивом, глаголом в форме условного наклонения и другими словоформами. 
Увести их отсюда!
 Молчать
 А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! 
 Ты бы расспросил поподробнее об этом случае.
 Ванюша, позвонил бы ты отцу! 
Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/pobuditelnye-predlozheniia.html

Практическая часть (письменно в тетради и прислать учителю):

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Выпиши из него побудительные предложения.
                                        Просыпайся, подымайся
                                        да росою умывайся!
                                        Оглянись
                                        и улыбнись!
                                        Солнце светит над тобою,
                                        скачет заяц за водою,
                                        пашет пахарь за рекою,
                                        ночка дремлет под горою.


Упражнение 2. Запишите 5-6 побудительных предложений на тему культуры общения.

____________________________________________________________________________

22-23 апреля 2020 г.
                                  Тема: Вопросительные предложения 
1. Теоретическая часть:




Вопросительные предложения вопросительная интонацияставится ?слова-помощники: чт 
 Способы оформления вопросительного предложения
  1. Для вопросительных предложений характерна особая, с повышением голоса вопросительная интонация. Она является ярким, эмоциональным средством выражения вопросительности. Интонационно в предложении выделяется главное по смыслу словоПодробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/voprositelnoe-predlozhenie.html

Понаблюдаем: 
Мы идем сейчас в парк? (Идем или отложим на некоторое время) 
 Мы идем сейчас в парк? (Сейчас или позже)
 Мы идем сейчас в парк? (В парк или в другое место).
 Такое выделение голосом определенного слова, важного для смысла вопросительного предложения, называется логическим ударением.
 2. Кроме интонации и логического ударения, в вопросительном предложении используются вопросительные частицы (Они не привносят дополнительного смысла, лишь оттенок удивления или недоверия) и определенный порядок слов, чаще обратный:
  
 Не пойти ЛИ нам погулять?
 НЕУЖЕЛИ нельзя было подготовиться к занятию лучше? 
РАЗВЕ ты об этом ничего не читал? 
Обратим внимание, что то, о чем спрашивается, находится в конце высказывания. 
 Использование таких частиц помогает выразить вопрос в более мягкой (не категоричной) форме.

3. Вопросительность создается с помощью вопросительных слов.
 Кто знает ответ на заданный вопрос? 
 О чем вы тут шушукаетесь? 
Для чего используется этот прибор?
 Где тут аварийный выход? 
Куда вы направляетесь? 
Зачем вам брать с собой столько вещей?  Подробнее: https://russkiiyazyk.ru/sintaksis/voprositelnoe-predlozhenie.html
  
Чтобы ознакомиться с вопросительными словами, поможет стихотворение
 ГДЗ. Русский язык. 7 класс. Львова. Часть 2. § 14 Задание 375-1 ...
4.  В текстах публицистического или научно-популярного стиля нередко используются риторические вопросы. Их цель – обратить внимание адресата на какой-то вопрос, а не получить ответ, так как ответ известен заранее.


Пример: «Разве можно было пройти мимо такой вопиющей несправедливости?»

Ответ очевиден: нельзя.

Или:
«Как же Архимед решал этот вопрос?»
Ясно, что сейчас автор текста расскажет об этом.

5. Если предложение содержит вопрос, который передает чужое высказывание, т.е. скрытый вопрос, вопросительный знак в конце такого предложения не ставится.

Меня спросили, кто сегодня отсутствует.
Ваня поинтересовался, когда отправляется поезд.

Практическая часть (письменно в тетради и прислать учителю):

 Упражнение 1.


1. Спишите и после каждого предложения в скобках запишите, каким предложение является по цели высказывания. 
2.Подчеркните грамматическую основу предложений. Выпишите 3 словосочетания, обозначьте в них главное и зависимое слова.
3.Составьте и запишите 5 вопросов, используя вопросительные слова и частицы.
4. Составьте предложение со скрытым вопросом.

ВЕСНА

Наступила весна() Солнышко пригревает землю() Уже пробивается зелёная травка() Вот и наша роща() Были ли вы там() Слушали ли пение птиц() Приходите в рощу() Как там хорошо() Какой там чистый воздух() Как весна хороша()


Примечание. Вместо  () нужно поставить соответствующий знак  (  .   ?   !   )

 Срок исполнения: до 29.04
________________________________________________________________________
15-16 апреля 2020 г.
                                  Тема: Предложения по цели высказывания

 1. Теория

Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс ...
 2. Работа с учебником
Упр. 491, 493, 497 (письменно и прислать учителю)

Срок исполнения: 22.04

 _________________________________________________________________________________
8 апреля 2020 г.

Тема: Подготовка к контрольной работе


Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 13, с. 13 | Развивайка


Виды текстов - Русский язык



P: 11: LITERARY CRITICISM QUADRANT 01 M: 07: СТРУКТУРА ТЕКСТА ...


Текст. Тема. Идея. План текста.Урок 7. тема и главная мысль текста. заглавие - Русский язык - 2 ...
2 апреля 2020 г.

Тема: Средства связи между предложениями
 1. Вспоминаем.


Морфология – это раздел науки о языке, которая, которая изучает части речи.

Лексика – это раздел науки о языке, которая изучает значения слов.



Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения.


2.  Просмотри ➨ Видеоролик

 3. Работа с учебником:
- с. 142 - правило выучить
- упр. 463 - устно
- упр. 464 - письменно
- упр. 466 - письменно

4. Домашнее задание: Пройти  Тест

Срок исполнения: до 08.04.

 ________________________________________________________________________________
1 апреля 2020 г.

Тема:Основные требования к  связному устному высказыванию

 1. Работа с учебником (с. 70-73):
  Упр. 238 - устно
  Упр. 237 - устно 
  Упр. 241 - письменно

2. Домашнее задание: Упр. 243 (Б) - письменно и прислать на почтовый ящик  e.mantyrova@gmail.com.

Срок исполнения: до 02.04.
____________________________________________________________________ 








Урок для 5 класса. План текста 

Задание выполнить до 25.03.2020 г.  и прислать мне на почту e.mantyrova@gmail.com  

Комментариев нет:

Отправить комментарий