Російська мова 9 клас

 27.05  Повторение

пройди тест
 _______________________________________________________________
 22.05.  Тема: Письменное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

Задание: Написать сочинение-рассуждение на  тему "Жизненные ценности" и прислать учителю до 23.05

 _________________________________________________________________________________
 Внимание! График контрольных работ:

13.05 в 14.00 - контрольная работа (тест) по рус. языку
15.05 в 14.00 - диктант
18.05 в 14.00 - контрольная работа по зар. лит.
20.05 в 14.00 - аудирование
__________________________________________________________________________________
Контрольный тест по русскому для тех, кто не написал 13.05.➠ Тут. 
Ссылка активна до 17 ч.00 мин. 16 мая. Кто не пройдет - поставлю 1. Не обижайтесь!!! 
__________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ


Задание:
1.     Спишите разборчиво и четко текст, исправляя орфографические ошибки и вставляя недостающие знаки препинания.
2.     Постройте схему выделенного предложения, укажите вид связи.
3. Выполненные работы прислать учителю сегодня до 15.00 .
4. Фото делайте четкие!!!
В этот час наш герой не равнодушно смотрит на вечернюю зорю, каторая медлено гаснет на халодном небе. Когда я говорю — смотрит, так я лгу он не смотрит но созерцает как то безочетно, как будто усталый или занятый в то же время каким-нибуть другим  придметом так что, разве только мельком, почти ни вольно, может уделить время на фсё окружающие. Он даволен потому што пакончил до завтра с дасадными для него дилами. Пасмотрите на него збоку Катенька: вы тотчас увидете что радосное чуство уже щасливо падействовало на его слабые нервы
В комнате патемнело на душе его пусто и грусно целое царство мичтаний рушилось вокруг него, пронеслось, как сновидение а он и сам не помнит што ему грезилось. Но какое-то темное ощущение, от которого слегка заныла и волнуется грудь ево, какое-то новое жилание саблазнительно щикочет и раздражает ево фантазию и не заметно сзывает целый рой новых призраков.
Но покамест еще не настало оно, это грозное время, он ничего не жилает потому што он выше желаний  потому што с ним всё  потому што он пресыщен  потому што он сам художник своей жызни и творит ее сибе каждый час по новаму праизволу.


Правильный вариант (для проверки):

В этот час наш герой неравнодушно смотрит на вечернюю зарю, которая медленно гаснет на холодном небе. Когда я говорю — смотрит, так я лгу: он не смотрит, но созерцает как-то безотчетно, как будто усталый или занятый в то же время каким-нибудь другим  предметом, так что разве только мельком, почти невольно, может уделить время на всё окружающее. Он доволен, потому что покончил до завтра с досадными для него делами. Посмотрите на него сбоку, Катенька: вы тотчас увидите, что радостное чувство уже счастливо подействовало на его слабые нервы
В комнате потемнело; на душе его пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг него, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось. Но какое-то темное ощущение, от которого слегка заныла и волнуется грудь его, какое-то новое желание соблазнительно щекочет и раздражает его фантазию и незаметно сзывает целый рой новых призраков.
Но покамест еще не настало оно, это грозное время, — он ничего не желает, потому что он выше желаний, потому что с ним всё, потому что он пресыщен, потому что он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу.

 _____________________________________________________________________________
 08.05. Тема: Средства и способы связи предложений в тексте
1.  Теория:
с. 214, 218, 223, 227-228

2. Выполнить письменно:
 упр. 517 (А) - списать, указать способ связи предложений в тексте, лексические средства связи
 упр. 541 (А) - списать, указать способ связи предложений в тексте, указать  морфологические и синтаксические средства связи. 

3. Подготовиться к контрольной работе  (повторить материал за 06.05 и 08.05).


Дополнительный материал

      Текст - это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
     Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется - централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.
Вот пример абзаца , построенного по этой схеме:
Наш кот Василий - вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает ).
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день - с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое - с помощью цепной.
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно .

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима . Через неделю выпал снег и начались сильные морозы .

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они д аже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция - оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:


Средства связи предложений в тексте - презентация онлайн
 Основные виды грамматической связи между частями текста ...
 ___________________________________________________________________________

 06.05   Тема: Текст и его признаки. Абзац, сложное синтаксическое целое в тексте.

Работа с учебником:

Упр. 473, 474, 475, 484, 486, 487, 492 (прочитать и выучить теоретический материал).

Рубрика "Для любознательных" на стр. 210 - выучить.

Упр. 497 -письменно и прислать учителю.

Срок исполнения: до 08.05


Дополнительный материал


Текст: несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Тема: круг жизненных явлений, отобранный и освещенный автором в художественном произведений с определенных идейно-политических позиций (это то, что автор изображает).

Идея: проблема, поставленная автором в тексте и освещенная им на определенном жизненном материале. (Как он оценивает изображаемое? Что хочет сказать автор нарисованными им картинами жизни в произведении?)

Композиция: построение произведения (текста), расположение его составных частей, порядок изложения событий...
  Понятие о тексте. Признаки текста. Типы текста. (Урок развития ...
 


 И еще основные признаки текста:
Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).
Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.
Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).
Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.

 Понятие о тексте. Признаки текста. Типы текста. (Урок развития ...

 Задание 143 §17 Строение текста 9 класс Разумовская М.М. – Рамблер ...
 связь предложений - Русский язык без проблем

     Абзац — это стилистико-композиционная единица текста. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста предложения, содержащие: описание нового этапа в развитии действия, характеристику нового героя, авторское отступление — в художественном произведении; описание нового предмета мысли, следующего этапа в ее развитии, отдельные логические посылки и выводы — в научном труде.
      Абзац может состоять из одного предложения, но может включать в себя и значительное количество самостоятельных предложений. В последнем случае все предложения, идущие за первым, связываются с ним по смыслу в каком-либо отношении: или то, о чем говорится в последующих предложениях, происходит во время, обозначенное в первом предложении; или в последующих предложениях рассказывается о том человеке, который назван в первом.
    Основные функции абзацного членения: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Функции могут совмещаться полностью или частично.  
       Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут и не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение, а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два или более предложения; в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. 
      Абзац и сложное синтаксическое целое являются единицами разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.
  ____________________________________________________________________________
22.04.                                
 Тема:Использование сложных предложений с различными видами связи.


1.  Работа с учебником:

Упр. 450 (устно)
Упр. 451 (письменно)

3. Домашняя работа: Упр. 456 (А) (письменно и прислать учителю)

Срок исполнения: до 29.04


_______________________________________________________________________________

10.04.                                 Тема: Сложное предложение с различными видами связи.
                             Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1.  Работа с учебником   (с.175-177, с.179  прочитать и выучить правила)

3. Домашняя работа: Упр. 432 (Б) (письменно)

Срок исполнения: до 15.04
_____________________________________________________________________________


03.04.                                 Тема: Анализ сложного предложения

 1. Повторение:
Какие бывают предложения по интонации: повествовательные и ...
члены предложения: 21 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках ...
 Всегда с вами - Елена: Сегодня на уроках: 16 февраля - четверг

2. Работа с учебником   (с.166-169 Упр. 403 - прочитать)

3. Самостоятельная работа: Упр. 405 (письменно)

____________________________________________________
Бессоюзные сложные предложения.

Смысловые отношения между частями  бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в  бессоюзном сложном предложении.


1. Посмотреть  Видеоурок 

2. Ознакомиться с теоретическим материалом учебника с. 144-163

3. Выполнить  в тетради  упражнения 362, 373, 385, 401

4. Устно выполнить упражнение 382, 396

5. Пройти Тест  . Срок выполнения: 01.04. до 13-00

Комментариев нет:

Отправить комментарий